Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

Школьный краеведческий музей

«Школа моя - гордость моя»

Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед, поэтому одной из важнейших задач современной школы России является воспитание гражданина, патриота . Ныне эти черты личности подвергаются серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения  уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранить традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляются школьные музеи, как один из замечательных феноменов отечественной культуры и образования, которые в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение  в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского  «museum» – «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

        За многие десятилетия своего развития школьные музеи претерпева­ли существенные изменения. Они были и своеобразными предметными кабинетами, и уменьшенными копиями «взрослых» государственных му­зеев. И все-таки школьные музеи принадлежат к миру детства и не могут не учитывать особенности детской психологии. Лучшие школьные музеи – это всегда сотворчество детей и взрослых. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Роль школьного музея как нельзя лучше выражают слова Д.С. Лихачёва: «Любовь к родному краю, к родной культуре, родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему дому,  к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит к своей стране…

Краткая информация о музее

Школьный краеведческий музей паспортизирован. Свидетельство № 3589, выдано  5 марта  1979 года, паспорт выдан на основе Свидетельства, звание «Школьный музей» подтверждено 1986г.,1993г. Руководитель музея Филатова Т.А.

Целью деятельности музея является формирование ценностного отношения учащихся к истории и культуре родного края, истории  школы. Основой для создания послужили архивные документы, фотографии, воспоминания, личные вещи педагогов школы, «у руля» которой за свои 80 лет стояло всего лишь три директора. Собранный материал из истории школы вошел в обзорную экскурсию «Школа моя – гордость моя». Попадая первый раз в  школьный музей,  ребята с восторгом и удивлением восклицают: «Ой, как интересно!». Здесь они впервые сталкиваются с атрибутами школьной жизни 40-х 70-х годов. В музее можно посидеть за старой школьной партой и попробовать писать перьевой ручкой; постоять рядом с манекенами в пионерской форме, постучать на барабане и подудеть в пионерский горн, послушать пионерские песни на пластинках, познакомиться с предметами крестьянского быта и поделать еще много других незнакомых , но очень интересных дел,  постепенно школьники  сталкиваются с историей своей школы, с историей своей малой родины, с историей своей семьи. Краеведам очень нравится собирать и систематизировать старые фотографии, брать интервью у педагогов – ветеранов, оценивать каждый экспонат, трудиться над созданием новых экспозиций, разрабатывать и проводить самостоятельно экскурсии.  Это  развивает у учащихся творческие навыки, формирует разнообразные умения, удовлетворяет потребности в дополнительном знании, глубоком понимании своей истории, культуры, героического прошлого,  воспитывает настоящего гражданина и патриота. Апробируются   программы дополнительного образования и внеурочной деятельности ФГОС НОО и ООО: «Активисты школьного музея», «Юный краевед», «Школа юного экскурсовода», «Моя родословная», «Я гражданин своей страны», «Наш край». На базе школьного музея создан волонтерский отряд «АРГОС» ( армия горячих сердец), который  активно включился  в реализацию  долгосрочного социального проекта «Живи, родник!» . Ежегодно краеведы победители и призеры исследовательских работ школьного научного общества . Активисты  музея стали Лауреатами областного форума ВПОО «Милосердие и порядок», посвященного Дню Героев Отечества,2013г. Лауреатами областного форума школьных музеев ВПОО «Милосердие и порядок», 2014 г.  Лауреатами Всероссийского конкурса «Любой музей есть память о веках»,2014 год. Школьный музей награжден Грамотой управления образования администрации Собинского района за 3 место в районном смотре-конкурсе школьных музеев, 2014 год,  Дипломом Лауреата 5 Всероссийского педагогического конкурса «Детский мир», 2014г. Грамотой управления образования  за 2 место в районном смотре - конкурсе театрализованных постановок на основе экспонатов школьного музея, посвященном 70-летию Победы в ВО войне,  май 2015 год. Дьяченко Ангелина  стала Победителем  Всероссийского конкурса «Моя родословная»,2015г.  Команда «Патриот» МБОУ СОШ №2  заняла 1 место в районном интеллектуальном турнире «Здесь светлой Родины начало», март 2016 г.  В финальной областной встрече интеллектуалов  12 мая 2016 года в  ВПОО «Милосердие и порядок» команде активистов музея вручен кубок Абсолютного Победителя. В мае 2016 года школьному музею вручен Сертификат  победителя  Грантового конкурса ВПОО «Милосердие и порядок» по оборудованию школьного музея. За счет выделенных средств в музее появились стеклянные витрины и тумба для экспонатов советской школы.

Описание основных стендов

1. Стенд № 1. «Филипповская школа» Стенд повествует  о первых днях работы  школы, о трудностях и первых успехах, первых учителях, ступенях профессионального роста коллектива, зарождении традиций школы и о первом директоре, заслуженном  учителе РСФСР Филиппове В.Л.

2. Стенд №2. «Мы легких путей не искали…» Стенд повествует о развитии учебно-воспитательного процесса школы,  новых пристройках,  новых идеях и планах, рождении новых традиций, педагогическом мастерстве учителей, о пионерской дружине им. Калашникова и работе пионерских отрядов. Второй директор школы Кузнецов В.Г.

3. Стенд № 3 «Воспитательная система школы»  о зарождении  идеи коммунарства и «первых ласточках» коммунарского движения, о поисках партнеров,  идеях коллективно-творческой  деятельности и их воплощение  в жизнь школы, этапы развития ВСШ, результативность  учебно-воспитательного процесса.  Гуманистическая воспитательная система позволила каждому учителю и ученику почувствовать себя творческой личностью, а Тамаре Николаевне, третьему директору школы,  получить почетное звание «Заслуженный учитель России». Ее гордость – создание книги о школе «Воспитательная система Лакинской средней школы №2.

4. Стенд № 4. «Потомство мое, прошу брать мой пример» Стенд повествует   о героях – выпускниках, участниках локальных войн, о коллективных праздниках, посвященных Дням воинской славы.

5. Стенд № 5. «История развития детских общественных организаций, объединений». Стенд рассказывает об истории создания  пионерской организации, деятельности ученической комсомольской организации, движении октябрят и детского общественного объединения «Солнышко» ( самых обыкновенных лакинских непоседах ищущих широкого круга общения) , ее целях, задачах, направлениях, делах, успехах, друзьях, традициях, ступенях роста. Тимуровское и волонтерское движение в школе.

6. Стенд № 6. «Школа моя – гордость моя» к 80-летию школы, юбилей - 3 октября 2017 года.  Стенд открывает нам двери истории школы, славные юбилеи. Каждый стенд имеет  наглядные  материалы, личные вещи, награды, памятные призы, документы, воспоминания учителей и выпускников.

7. Стенд №7. «Русская старина». Это уголок, где представлены старинные вещи. Коллекция утюгов насчитывает 8 видов. Огромный  интерес у школьников вызывает  игра-путешествие  «В прошлое утюга», «У самовара», «Бабий кут».

8. Виртуальная эскурсия-презентация «Колокола памяти» о ветеранах Великой Отечественной войны. В фондах музея хранится переписка моряка-североморца и комсомолки, труженицы фабрики им.Лакина, 60 весточек с фронта с 1943 по 1945 год легли в основу музейного занятия  «Любовь, рожденная войной».

9. Виртуальные экскурсии-презентации «Выпускники за порогом школы». Ежегодно активисты школьного музея защищают исследовательские работы на школьной конференции научного общества «Дискавери» о выпускниках школы, достигших определенных успехов.


 

 


Наш музей на сайте "Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения"